Вашингтон и Афины наращивают сотрудничество на фоне роста угроз со стороны Анкары. Помощник заместителя главы Пентагона Саша Бейкер обсудила с заместителем министра обороны Греции Никосом Хардалиасом вопросы, касающиеся расширения военного присутствия США на территории республики. Это совпало с обострением отношений между соседями по Восточному Средиземноморью, которые входят в НАТО. Местом переговоров Бейкер и Хардалиаса стал Вашингтон.
Как сообщила пресс-служба Пентагона, военные чиновники «обменялись мнениями относительно расширения военного присутствия США в бухте Суда и в других районах в Греции с целью усиления поддержки НАТО, особенно в Восточном Средиземноморье, на Балканах, в Черном море и на южном фланге альянса». Кроме того, предметом дискуссии была роль порта в Александруполисе «с точки зрения обеспечения надежного доступа к восточному флангу НАТО, особенно в том, что касается оказания помощи Украине». Бейкер отметила, что Афины активно оказывают поддержку Киеву, и призвала к диалогу между средиземноморскими игроками «для снижения напряженности».
На днях основанная в Стокгольме турецкими диссидентами аналитическая организация Nordic Research Monitoring Network (NRMN) сообщила, что Анкара просчитывает вариант с отправкой секретного подразделения спецназа на оспариваемые греческие острова. По этим оценкам, властями Турции рассматриваются несколько опций, начиная с военных диверсий и заканчивая высадкой на необитаемых островках и проведением операции под фальшивым флагом для оправдания масштабного силового сценария против греков. Президент Реджеп Тайип Эрдоган все еще изучает альтернативы, представленные ему главой разведывательной организации MIT Хаканом Фиданом, и еще не решил, к каким мерам он хотел бы прибегнуть, отмечает NRMN.
Турецкий лидер, возвращаясь из Праги 7 октября, сообщил, что пока принял решение развернуть ударные беспилотники в Турецкой Республике Северного Кипра (ТРСК), которая не имеет международного признания. «Возможны новые поставки, это наше право», – отметил он. Отвечая на вопрос о потенциальном создании турецкой военной базы на полуострове Карпас на севере острова, Эрдоган подчеркнул, что необходимо «полностью обезопасить ТРСК со всех четырех направлений». В то же время глава государства добавил, что самолеты ВВС Турции при необходимости могут в любой момент покинуть свои континентальные аэродромы и в кратчайшие сроки достичь территории ТРСК. «Никаких проблем и с этим у нас нет», – отметил он.
В последние месяцы дипломатическая пикировка между Анкарой и Афинами усилилась: члены Североатлантического альянса откровенно угрожают друг другу довольно жесткой кульминацией застарелых территориальных споров, но, как говорят эксперты, военный конфликт по-прежнему выглядит сценарием с сомнительной реальной выгодой. Доходы от туризма, который наиболее активен в курортных зонах на побережье Эгейского моря, составляют около 15% ВВП Турции. Для Греции соответствующий показатель достигает 18%. Кроме того, оба государства находятся в сильной зависимости от морского судоходства в экономике. Так, до начала пандемии 87% турецкой торговли осуществлялось через морские пути.
В этой ситуации примечательно, что почти все крупные политики Турции, в том числе оппозиционного лагеря, придерживаются «ястребиных» взглядов на проблему. Один из известных оппонентов Эрдогана глава Республиканской народной партии Кемаль Кылычдароглу как-то упрекал президента в пустых угрозах и отмечал, что настоящий лидер будет действовать в стиле турецкого вторжения на Кипр 1974 года и просто захватит острова Греции без всяких слов. Наиболее вызывающая демонстрация провоенных настроений принадлежит партнеру Эрдогана по коалиции – лидеру националистов Девлету Бахчели, который произвел скандал позированием с картой, на которой часть греческих островов Эгейского моря была обозначена турецкими.
Тем не менее внушительное число турецких избирателей, как ни странно, придерживаются убеждения, что напряженность с Грецией и угрозы со стороны Эрдогана представляют собой только уловку на фоне приближающихся в 2023 году всеобщих выборов. Чуть больше половины (51,5%) респондентов соцопроса MetroPoll заявили в сентябре, что, по их мнению, конфликтная симптоматика является «попыткой сформировать повестку дня». Еще большее количество опрошенных (64%) не согласились с тем, что существует конфронтация между турецким и греческим народами. Социологическое исследование продемонстрировало, что подобный скепсис существует среди сторонников всех основных партий, включая правящую Партию справедливости и развития.
Беспокойство у исследователей вызывает только то, что конфликт вокруг Восточного Средиземноморья турецкое руководство пытается представить как элемент противостояния американскому влиянию. Эта точка зрения поддерживается рядом основных прогосударственных публицистов, которые делают акцент на то, что врагом Турции являются США, а не Греция. В этой ситуации усиление помощи Афинам со стороны Пентагона может стать шагом, приближающим эскалацию. Не исключено, что Эрдоган рассматривает риск разрыва стратегических связей с США «как вызывающую сожаление, но все же существенную цену, которую необходимо заплатить во имя национальной безопасности Турции», констатируют авторы западного журнала War on the Rocks.
Игорь Субботин /Обозреватель-международник при главном редакторе НГ