Выборы в Греции в будущее воскресенье не предвещают внятного результата, и вероятно, стране предстоит краткий период неопределенности, пока рынки дождутся либо формирования коалиционного правительства, либо второго тура голосования.
Приверженность нынешнего премьер-министра Кириакоса Мицотакиса крепким отношениям с Европейским союзом и реформам должна ободрить инвесторов в случае его победы. Однако поскольку экономика в хорошей форме, успех оппозиционной левой партии Сириза, возможно, не так испугает рынки, как в 2015 году.
«Греция прошла путь от того, чтобы едва не вылететь из еврозоны в 2015 году, до состояния, когда никто особо не переживает (за экономику) в краткосрочной перспективе», – сказал Эндрю Кеннингам из Capital Economics. Вот пять ключевых вопросов в связи с греческими выборами, которые важны для рынков.
1/ Что более всего волнует избирателей?
Кризис стоимости жизни в условиях, когда инфляция подрывает покупательскую способность потребителей. Инфляция в Греции выросла аж до 12,1% в сентябре, но с тех пор замедлилась до 4,5% в годовом исчислении по мере падения цен на энергоносители. Средняя годовая зарплата грека всё еще примерно на 25% ниже, чем пиковые уровни 2009 года, показали данные Организации экономического сотрудничества и развития. «За 10 лет произошла огромная компрессия зарплат, и люди болезненно ощущают это», – считает сопрезидент фирмы Teneo Вольфанго Пикколи.
2/ Как повлияют выборы на восстановление инвестиционного рейтинга Греции?
Три из четырех рейтинговых агентств сейчас держат греческие суверенные бумаги на одну ступень ниже благоприятного для инвестиций уровня, и выборы могут стать последним шагом к обретению статуса надежного заемщика, который страна потеряла более десяти лет назад.
S&P Global сообщила, что может повысить рейтинг Греции с нынешних BB+ в течение следующего года, если новое правительство будет придерживаться налогово-бюджетной дисциплины и сохранит темпы реформ, которые дают Афинам доступ к фондам восстановления Евросоюза. Goldman Sachs утверждает, что выполнение программы Мицотакиса о примерно трехкратном наращивании расходов средств ЕС за текущий год окончательно приведет страну в форму, необходимую для повышения рейтинга.
Доходность долгосрочных госбумаг Греции находится на уровне около 4%, что уже ниже, чем у итальянских, и инвестиционный рейтинг, скорее всего, толкнет стоимость заимствований еще ниже. Правда, в основном оптимизм по поводу греческого инвестиционного статуса уже, вероятно, учтен в ценах, считает Каспар Хенсе из BlueBay Asset Management.
3/ Сбросят ли инвесторы греческие активы в случае поражения Мицотакиса?
Вряд ли. Инвесторы доверяют Мицотакису ввиду его крепких связей с США и с Брюсселем, но и мнение о Сиризе уже сильно поменялось за время, прошедшее с финансового кризиса. К тому же Греция показывает наилучшие темпы роста среди всех стран зоны евро. «Инвесторы ищут прежде всего политической стабильности и будут приветствовать новый срок кабинета Мицотакиса, – полагает Пикколи. – Он явно ориентирован на рынки».
Правительство с Сиризой во главе может подпортить настроения, но повторение паники 2015 года, когда победа левых обрушила греческие акции на 24% и толкнула доходность 10-летних облигаций Греции к 19%, маловероятно. «Сириза сдвинулась гораздо ближе к мейнстриму, побывав у власти, так что мы оцениваем шансы еще одного раунда волатильности, подобного 2015, как очень низкие», – говорит главный экономист Mazars Wealth Management Георг Лагариас.
4/ Что эти выборы означают для греческих акций?
Уверенная победа любой партии может еще больше улучшить результаты, показываемые акциями в краткосрочной перспективе. Греческие бумаги уже дают инвесторам прибыль выше рынка: афинский фондовый индекс ATHEX вырос на 21% с начала года, в то время как общеевропейский STOXX 600 поднялся на 10%. Большой удельный вес банков, прибыль которых растет на дрожжах повышенных процентных ставок, частично объясняет успех греческого индекса. Инвесторы будут внимательно следить, каковы планы правительства относительно продажи государственных долей в греческих банках.
Суверенный фонд стабильности, Hellenic Financial Stability Fund, основанный во время долгового кризиса, сообщил, что избавится от банковских акций к концу 2025 года. В его владении находится примерно 40% National Bank of Greece, 27% банка Piraeus, 9% Alpha Services and Holdings и 1,4% кредитора Eurobank. «Хорошая новость в том, что после выборов и восстановления инвестиционного рейтинга… будет гораздо больше интереса (к акциям банков) и выше цена», – считает Ал Алевизакос из AXIA Ventures Group.
5/ А что с евро?
Хотя в прошлом выборы были сигналом к продажам евро, на этот раз трейдеры валютных рынков не обращают на них большого внимания. Более сильные связи с Евросоюзом, фонд восстановления ЕС и экстренная программа покупки облигаций ЕЦБ успокоили тех, кто раньше беспокоился о возможности распада зоны евро. «Весь вопрос »давления на периферии« (еврозоны) ушел на второй план», – сказал Адам Коул, валютный стратег RBC Capital Markets. Евро является одной из самых успешных валют в группе стран G10 в этом году – он вырос более чем на 1,5%.
Рейтер