ласти Республики Кипр считают, что переговоры между греческой и турецкой общинами по решению проблемы разделенного острова можно возобновить без промедления. Для этого необходима лишь политическая воля обеих сторон, заявил журналистам официальный представитель правительства Константинос Летимпиотис, комментируя итоги состоявшейся встречи между президентом Кипра Никосом Христодулидисом и посланником генсека ООН по кипрскому урегулированию Марией Анхелой Ольгин Куэльяр.
Задача Куэльяр – изучить перспективы возобновления переговоров по кипрскому вопросу, прерванных после провала очередного раунда, который прошел в швейцарском городе Кран-Монтана в 2017 году. Позднее у нее состоится встреча с лидером турок-киприотов Эрсином Татаром.
“Президент Христодулидис подтвердил свою готовность возобновить переговоры с того места, на котором они были прерваны [в 2017 году], в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН на основе двухзональной двухобщинной федерации”, – сказал Летимпиотис, заметив, что в своем подходе власти Республики Кипр демонстрируют искренние намерения и политическую волю. “Если будет такая же воля и у другой (турецкой прим. ТАСС) стороны, то переговоры могут возобновиться очень быстро”, – заключил представитель кабмина. Ранее Христодулидис заявлял, что 2024 год должен стать годом решения проблемы разделенного острова и его воссоединения.
Усилия нынешнего руководства Республики Кипр направлены на то, чтобы попытаться возобновить переговоры под эгидой ООН. Инициативы правительства предполагают более активную вовлеченность ЕС в решение проблемы. Однако лидер турок-киприотов Эрсин Татар до последнего настаивал на том, что переговорный процесс может возобновиться только после подтверждения равного суверенитета и равноправного международного статуса самопровозглашенной Турецкой республики Северного Кипра (ТРСК).
Кипр разделен по национальному признаку с момента вооруженного вторжения Турции в 1974 году, спровоцированного государственным переворотом сторонников присоединения острова к Греции. В результате военных действий под турецким контролем оказалось примерно 37% территории Кипра, на которой в 1983 году была образована ТРСК, признаваемая в мировом сообществе только Анкарой. Южная часть острова осталась под контролем Республики Кипр, населенной преимущественно греками-киприотами. Многократные попытки сторон урегулировать проблему пока не привели к результату.
ТАСС