Жизнь под санкциями научила россиян многому, в том числе очень быстро реагировать на различные «сигналы», относящиеся к сохранению их личного капитала. Вот почему слухи о том, что наших «бьют» на Кипре, мгновенно вошли в топы новостей. Чтобы разобраться, что реально происходит в этой дружественной российским капиталам юрисдикции, необходимо подробно рассмотреть несколько ключевых вопросов.
Кипру не нужны проблемы
Начнем с того, что является сейчас главной «болью» киприотов, к возникновению которой они не были готовы. Речь идет о крупнейшем банке страны — Bank of Cyprus. Чтобы было понятным его значение, скажу так: это кипрский Сбербанк. Этот финансовый институт является еще и крупным международным игроком, традиционно обслуживая большое количество деловых связей по всему миру. К несчастью киприотов, оказалось, что 9,27% акций Bank of Cyprus принадлежит миллиардеру Виктору Вексельбергу, который с недавнего времени находится под американскими санкциями. Это означает, что банк оказался «под колпаком», и в любой момент к нему могут быть применены определенные ограничения или даже санкции со стороны США.
Вот почему так серьезно был воспринят майский визит на Кипр делегации OFAC — департамента Минфина США по управлению иностранными активами и главного органа по санкциям. Кроме того, трудно предположить, что на острове нет личных или корпоративных счетов тех россиян, которые уже находятся под санкциями, и тех, кто был включен в так называемый «кремлевский список», опубликованный в конце января. Последний представляет собой настоящий Клондайк для всех, кто желает поискать «жареного» на полках банков Кипра.
Еще один важный момент, который следует иметь в виду, рассматривая положение россиян в местных банках, — это знаменитая программа «гражданство за инвестиции», которая по сути предлагает купить кипрский паспорт за €2 млн. Она вызывает поток критики в странах ЕС. Неизвестно, сколько эта программа еще просуществует и в каком виде. Пока правительство Кипра делает все возможное, чтобы сохранить ее на плаву. На днях было объявлено об ужесточении правил получения иностранцами гражданства и введении годового лимита в количестве 700 паспортов в год. Фешенебельные небоскребы на набережной Лимассола ждут новых киприотов и должны быть проданы. Все это заставляет кипрские регулирующие органы искусно лавировать между возросшими требованиями к банкам, санкционными проблемами россиян и интересами своей страны, которая только начала выкарабкиваться из последствий финансового кризиса 2012 года. Никому сейчас здесь не нужны ни конфликты, ни скандалы, ни сенсации.
Новая нормальность
На этом фоне сначала в телеграм-каналах, а потом и в СМИ появляется информация о сложностях у нескольких россиян с банковскими счетами на Кипре. Кому-то предложили закрыть счет, кто-то посчитал завышенными требования по дополнительным документам, которые раньше не запрашивали, и так далее. Давайте разбираться. Могут ли кому-нибудь закрыть счет в банке? Конечно могут. Основных причины для этого всего две: вы не предоставили затребованную банком информацию и ваши документы не удовлетворяют банк. Вот типичный пример: у господина Х на счету $700 000 и, согласно современным требованиям, банк может запросить у него информацию об их происхождении, его доходах, оплаченных налогах и так далее.
Не всегда то, что банк получает от своих клиентов, его устраивает. Тогда он предлагает «расстаться», и это нормально. Так происходит не только на Кипре, но и в Швейцарии, Германии, Великобритании, Сингапуре, а также временами в далекой Панаме и даже на Каймановых островах. Мир изменился, и к этому нужно быть готовым. Кипрские банки традиционно очень доброжелательно относятся к россиянам. Во всяком случае, никто не замораживает счета, если у вас возникли проблемы с теми или иными «доказательными» бумагами, и никто не дает клиенту две недели для того, чтобы забрать свои деньги. С таким отношением, например, недавно столкнулись россияне в Латвии.
Среди кочующих «фактов» о кипрских банках можно найти и такой: россиянам закрывают счета и советуют перейти в RBC — Russian Commercial Bank, третий по величине банк на острове. Складывается впечатление, что туда берут всех. Достаточно показать российский паспорт. Но и эта информация далека от действительности. Да, у банка RBC «русские» корни — 46% принадлежит ВТБ, однако это кипрский банк, который работает по местным законам, и открыть там счет зачастую гораздо сложнее, чем, например, в «родных» Bank of Cyprus или Hellenic Bank.
Во многих материалах российских СМИ сквозило удивление, что проблемы со счетами могут возникнуть даже и у тех россиян, которые получили местный паспорт. Но что здесь удивительного? Кипрский паспорт вовсе не индульгенция на все случаи жизни, с которыми может столкнуться новый гражданин страны. Кроме того, в настоящее время процедура проверки потенциальных кандидатов касается только тех денег, которые он предполагает инвестировать, например, в недвижимость. Все остальное его богатство при этом не «просвечивается».
Так вот, если новоиспеченный киприот захочет завести на остров, скажем, дополнительно $5 млн или $30 млн, то у него, безусловно, поинтересуются их происхождением. Если представленные документы не удовлетворят банк, то клиенту откажут в этой операции, а сам он попадет в список неблагонадежных клиентов. Не исключено, что подобные истории могут стать в будущем и причиной отзыва гражданство. Какие выводы можно сделать из всего сказанного? Во всем мире ужесточаются требования к чистоте денег и открытию банковских счетов. К сожалению, в перспективе нас ждет только снижение комфорта в этой области. Так что готовиться к использованию зарубежных финансовых услуг нужно задолго до того, как вы решили это сделать. Помните, что проблемы не с банками, а с нами или нашей готовностью соответствовать современным требованиям.
Исаак Беккер