Греция никогда не будет обсуждать с Турцией ни демилитаризацию своих островов, ни якобы спорные “серые зоны” в Эгейском море, ни вопросы говорящего на турецком языке религиозного меньшинства в греческой области Фракия. Об этом заявил министр иностранных дел Греции Йоргос Герапетритис в интервью радиостанции Kanali 1 – 90,4FM.
“Греция придерживается основных позиций, основанных на международном праве и особенно на морском праве, – сказал глава МИД. – Она никогда не согласится на какие-либо дискуссии по вопросам, которые касаются ее суверенитета. Мы никогда не будем обсуждать демилитаризацию [греческих островов], которой, согласно ряду высказываний, требует Турция, ни вопросы “серых зон”, ни вопросы религиозного меньшинства Фракии”. Герапетритис подчеркнул, что поскольку у Турции есть принципиальная позиция по некоторым из этих вопросов, она может ее сохранить. “Она явно не собирается от нее отказываться. С другой стороны, мы понимаем, что эти позиции должны выражаться в определенном контексте и что всегда следует предпринимать попытки снять возникающее напряжение”, – пояснил министр.
Герапетрис отметил, что “ни одно греческое правительство не могло пойти на отказ от любого из этих [суверенных] прав”. “То же самое касается и Турции. Следовательно, позвольте сказать, что вывод, согласно которому Афинская декларация означает также и отказ сторон от своих основных позиций, совершенно неверен”, – сказал министр. “С Афинской декларацией меняется лишь то, что мы договорились о попытке мирного урегулирования таких разногласий”, – добавил глава МИД.
О встрече лидеров
Также Герапетритис надеется на продуктивную встречу премьер-министра Греции Кириакоса Мицотакиса и президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. “Визит состоится, как сообщил сам премьер-министр, 13 мая. У нас есть темы, которые должны быть обсуждены. Два лидера должны дать также дальнейшие указания. Организация поездки [Мицотакиса] идет нормально, в соответствии с планом, и я надеюсь, что у нас будет хорошая и продуктивная встреча”, – сказал глава МИД.
Министр подчеркнул, что “сближение, которые предпринимают Греция и Турция, является исторической необходимостью”. “Обе страны являются соседями, им суждено жить вместе из-за своего географического расположения, – пояснил Герапетритис. – И те, кто находится на службе у страны, должны постараться создать мирное соседство. Это, конечно, не означает, что у нас будет постоянно линейный путь вперед. Несомненно, будут моменты, когда у нас будут некоторые неудачи в отношениях, которые развиваются. Будут проблемы, которые создадут для нас напряжение”.
Глава МИД отметил, что Греция и Турция с самого начала исходили из того, что обе стороны не собираются менять свои позиции. “Мы попытаемся подчеркнуть те моменты, которые являются взаимовыгодными и могут помочь нам продвинуться немного лучше в наших отношениях, чтобы мы могли находиться в состоянии, которое, во-первых, обеспечит нам относительное спокойствие, а во-вторых, когда возникнет напряженность, она не приведет к крупным кризисам”, – сказал глава МИД.
“Мы всегда должны помнить, что кризис может возникнуть асимметрично из-за несчастного случая, неправильной оценки, неверного доклада. Поэтому хорошо, что когда такие вещи происходят, у нас есть эти клапаны, позволяющие понизить градус кризиса”, – подчеркнул Герапетритис. Греция и Турция подписали 7 декабря прошлого года в Афинах декларацию об отношениях дружбы и добрососедства в ходе встречи Эрдогана с Мицотакисом. По мнению Мицотакиса, подписанная декларация позволит Греции и Турции в дальнейшем расширить повестку диалога, экономическое сотрудничество и укрепить взаимное доверие, а также, когда созреют условия, приступить к решению спора о разграничении континентального шельфа и исключительных экономических зон.
Проблемы в отношениях Турции и Греции
Греция и Турция, являющиеся союзниками по НАТО, оказались на грани войны в 1996 году из-за претензий турецкой стороны на два греческих необитаемых острова под общим названием Имиа. Территориальные воды Греции распространяются на 6 морских миль вокруг более чем 2 тыс. островов в Эгейском море, но Афины заявляют о праве расширить их до 12 морских миль – стандарта, признанного международным морским правом. В свою очередь Анкара неоднократно предупреждала, что подобный шаг станет поводом для объявления войны.
При этом Турция не признает 10-мильной воздушной зоны Греции над островами, считая, что воздушное пространство ограничено 6 милями. Турецкие истребители с вооружением на борту ранее регулярно вторгались в зону полетной информации соседнего государства без предоставления плана полетов, Греция поднимала на их перехват свою авиацию. Анкара неоднократно заявляла, что хочет переговоров с Афинами по “всем спорным вопросам” в Эгейском море, включая демилитаризацию островов. Греция заявляет о готовности вести с Турцией переговоры лишь по вопросу установления границ исключительных экономических зон, чтобы представить результаты на рассмотрение Международного суда в Гааге.
ТАСС