Президент Республики Кипр Никос Христодулидис заверил общественность в том, что он в любой момент готов к диалогу по урегулированию на острове при наличии согласованной основы для решения кипрской проблемы. Об этом сказано в заявлении лидера греков-киприотов, приуроченном к отмечаемому в среду 50-летию со дня начала второго этапа вторжения войск Турции на остров в 1974 году, в результате которого были захвачены населенные пункты восточной части острова, включая Фамагусту.
“Я готов хоть завтра сесть за стол переговоров, используя в качестве основы согласованные рамки поиска решения, согласованный свод основных норм и требований (Евросоюза) и, конечно же, принципы и ценности ЕС, членом которого остров является и будет продолжать оставаться после решения кипрской проблемы”, – заявил Христодулидис.
Он сказал, что полвека спустя после “варварского вторжения Турции, которая насильственно разделила Кипр”, греки-киприоты осуждают это преступление и продолжающуюся оккупацию острова, чтят память павших и пропавших без вести. “В то же время мы очень хорошо знаем, что справедливость наступит только через всеобъемлющее решение кипрской проблемы, через освобождение и воссоединение, когда на Кипре возобладают реальные условия мира и безопасности. Нынешнее положение дел не является и не может быть будущим для Кипра и для наших детей. Отсутствие решения – это не решение”, – подчеркнул глава государства.
3 августа на встрече с греко-кипрскими беженцами из Фамагусты Христодулидис сообщил, что генсек ООН Антониу Гутерриш пригласил лидеров греко-кипрской и турко-кипрской общин на трехстороннюю встречу, которая должна была состояться 13 августа в Нью-Йорке. Президент Республики Кипр при этом заявил, что со своей стороны принял это приглашение. Однако лидер турок-киприотов Эрсин Татар попытался дезавуировать утверждения Христодулидиса, сказав, что никакого приглашения от генсека ООН сторонам не поступало и что “общей почвы для возобновления переговоров по кипрской проблеме нет”, соответственно нет необходимости и во встрече ни в трехстороннем, ни в каком-либо другом формате.
Кипрская проблема
Кипр разделен по национальному признаку со времени вооруженного вторжения Турции в 1974 году, спровоцированного государственным переворотом сторонников присоединения острова к Греции. В результате военных действий под турецким контролем оказалось примерно 37% кипрской территории, на которой в 1983 году была образована Турецкая республика Северного Кипра (ТРСК), признаваемая в мировом сообществе только Анкарой. Южная часть острова осталась под контролем Республики Кипр, населенной преимущественно греками-киприотами.
Сегодня стороны совершенно по-разному видят пути решения кипрской проблемы. Греко-кипрское руководство согласно на объединение острова исключительно на основе существующих резолюций СБ ООН, предусматривающих, что на Кипре должна быть создана двухобщинная и двузональная федерация с “политическим равенством” сторон. В то же время нынешние турко-кипрские власти ставят условием для урегулирования проблемы острова признание “суверенного равенства” турок-киприотов и “равного международного статуса” сформированной ими общины с более многочисленной общиной греков-киприотов.
ТАСС