Россия изменила отношение к Греции и Кипру, сообщили СМИ

Фото: © GLOBAL LOOK press/George Panagakis

Россия полностью изменила отношение к Греции и Кипру по важнейшим для греческих интересов вопросам и отказала им в поддержке из-за их позиции по украинскому конфликту, пишет газета “Кириакатики Демократия”. “Москва “оплатила” Греции счета за Украину. Разительный сдвиг России в пользу Эрдогана по греко-турецкому и кипрскому вопросам”, – пишет газета, которая сопроводила статью фотографией улыбающихся во время беседы главы МИД РФ Сергея Лаврова и президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана.

Греция с началом Россией специальной военной операции заняла враждебную позицию, греческие политики заявляли, что “воюют” с Россией”. “На международной арене наблюдается полное изменение позиции Москвы в отношении Греции и Кипра по важнейшим для греческих интересов вопросам: Россия сближает позиции с Анкарой по вопросам, касающихся юрисдикций в Восточном Средиземноморье и Эгейском море. Особенно впечатляющим является сдвиг в отношении Кипра, если принять во внимание заявления российских официальных лиц, особенно главы российской дипломатии Сергея Лаврова, который в недавнем интервью открыто заговорил о двух народах на Большом острове (так греки называют Кипр – ред.). “Как они решат – это их личное дело”, – многозначительно сказал Лавров, подразумевая, что существенная поддержка Москвы Никосии по национальной проблеме значительно ослабевает”, – пишет газета, имея в виду пресс-конференцию главы МИД России 14 января. Что касается вопроса расширения территориальных вод Греции до 12 морских миль в Эгейском море, издание отмечает, что Москва заняла открытую позицию.

“Еще с 2020 года, по случаю расширения греческих территориальных вод в Ионическом море до 12 морских миль, МИД России дал понять, что не согласен с таким развитием событий. По случаю изменений в Ионическом море после заключения греко-итальянского соглашения официальный представитель МИД РФ Мария Захарова показательно развила российскую позицию, которая сближается с турецкой”, – говорится в статье. По ее словам, Москва, хотя и выступает за международное право и морское право, уточняет его применительно к Эгейскому морю, выдвигая такие условия, как “здравый смысл” и “географические особенности региона”, которые могут привести к ограничению территориального вод в пределах менее 12 морских миль.

“И по сути, российский представитель (Захарова) оставила без ответа вопрос о том, какой будет реакция России, если и когда будет реализовано расширение территориальных вод Греции в Эгейском море, где российские интересы отождествляются с минимально возможным размером территориальных вод Греции, чтобы проход российских военных кораблей и торговых судов в Черное море и из него осуществлялся через международные воды, без необходимости получения разрешений”, – отмечает издание. “Однако и в кипрском вопросе Россия резко отходит от теоретически неизменной линии Москвы. Недавнее заявление министра иностранных дел России Сергея Лаврова по этому вопросу оставляет греко-кипрскую сторону беззащитной перед турецкими дихотомическими устремлениями, которые, по сути, стремятся узаконить оккупацию. Лавров, в частности, сказал: “У России нет и не может быть какой-то “волшебной” схемы, которую мы бы предложили, а тем более стали бы навязывать”. Это означает, что Россия отдалилась”, – пишет газета.

“И это самая “болезненная” часть его заявлений. Впервые Москва, постоянный член Совета Безопасности ООН и верная (до сих пор) линии на постоянную поддержку Никосии, не говорит о решении кипрской проблемы на основе резолюций СБ ООН и создании двухзональной двухобщинной федерации, как это предусмотрено международно-признанными рамками. Лавров высоко оценил “План Аннана”… Он назвал “План Аннана” “последним конкретным усилием” по решению кипрской проблемы. А в любых новых усилиях “должны быть учтены интересы одного и другого народа”, – говорится в статье. “Это, по сути, полный разворот Москвы, которая теперь отвечает на украинские “счета”, которые были сформированы совместной политикой Афин и Никосии в российско-украинском кризисе. И это всего за несколько дней до того, как генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш начнет новые усилия по решению проблемы”, – пишет газета. В марте предполагается провести встречу по кипрскому урегулированию под эгидой генсека ООН и с участием пяти сторон – двух общин острова и трех стран-гарантов кипрской независимости (Греции, Турции и Великобритании).

Кипр де-факто разделен между греческой и турецкой общинами с 1974 года, после вооруженного вторжения Турции, спровоцированного государственным переворотом на Кипре и попыткой присоединения острова к Греции. Тридцать семь процентов территории острова, где в 1983 году была провозглашена Турецкая Республика Северного Кипра (ТРСК), оказались оккупированными. ТРСК признала только Турция. Переговоры между греческой и турецкой общинами о воссоединении Кипра, которые проходят при посредничестве ООН, были прерваны после провала очередного раунда, состоявшегося в швейцарском городе Кран-Монтана в 2017 году. Сейчас предпринимаются попытки возобновить переговоры. Греки-киприоты считают, что решение кипрской проблемы возможно только на основе решений ООН в рамках двухзональной, двухобщинной федерации. Турки-киприоты выступали за конфедерацию Кипра. Лидер турецкой общины Татар заявлял, что не вернётся за стол переговоров, пока не будет признан равный суверенитет и международный статус турок-киприотов.

РИА Новости