Премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис сообщил, что Межправительственная комиссия ЮНЕСКО, а также подавляющее большинство государств – членов поддержали требование Греции о возвращении из Британского музея в Лондоне в Афины шедевров Парфенона. Об этом Мицотакис заявил в пятницу в речи на 77-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций.
“Рад сообщить, что в наших длительных и постоянных усилиях по воссоединению скульптур Парфенона в Греции мы получили поддержку от подавляющего большинства государств-членов, а также от Межправительственной комиссии ЮНЕСКО. Спасибо за эту поддержку. Сколько бы времени это ни заняло, скульптуры Парфенона в конце концов вернутся домой”, – сказал премьер.
В мае этого года министр культуры и спорта Греции Лина Мендони назвала раздробление единого комплекса афинского храма Парфенон нравственным и культурным преступлением и выразила готовность к сотрудничеству с Лондоном с целью возвращения в Афины шедевров этого храма из Британского музея. В 1801 году бывший британский посол в Константинополе лорд Элгин получил разрешение султана управлявшей тогда Грецией Османской империи на то, чтобы сделать чертежи и создать копии древностей Афинского акрополя. Однако агенты Элгина в течение 1801-1811 годов вывезли из Афин почти половину уцелевших скульптур храма. Некоторые из них они подбирали у подножия Парфенона, а другие варварски выламывали из стен здания. В 1816 году Британский музей выкупил у Элгина коллекцию похищенных артефактов Парфенона.
Всего лорд Элгин переправил в ХIХ веке в Англию 12 фигур с фронтонов Парфенона, множество плит с орнаментами, кариатиду из портика храма Эрехтейон и ряд других бесценных фрагментов. То, что осталось у Греции, демонстрируется в открытом в 2009 году новом музее Акрополя. Афины добиваются воссоединения всей скульптурной композиции Парфенона. Греческие власти неоднократно требовали от Лондона возвращения “коллекции Элгина” как неотъемлемой части национального достояния, но британская сторона отказывает в этом Греции.
Эксперты ставят под сомнение юридическую законность действий Элгина и его агентов, которые основывались на фирмане (разрешении) османского султана. Считается, что оригинальный документ не сохранился, а имеется лишь его перевод на итальянский язык. Как подчеркнула в 2008 году комиссия специалистов, анализировавшая фирман султана, хранящийся в Британском музее, этот документ “не содержит ни подписи, ни печати султана”, а потому не может считаться законным подтверждением правомочности нахождения артефактов Парфенона в Великобритании.
ТАСС